Нововведения для ЭЦП

В этом году произошли изменения в порядке получения электронных подписей, а в будущем их станет еще больше. Нововведений хватило до 2022 года.

С 1 июля 2020-го года получить подпись необходимо самостоятельно (часть 1 статьи 18 Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 г.). Получить ЭЦП можно несколькими способами:

  1. Лично в Удостоверяющем центре (нужен документ, удостоверяющий личность);
  2. С помощью действующего сертификата дистанционно (только при помощи квалифицированной электронной подписи — КЭП);
  3. Используя биометрические данные (из загранпаспорта или Единой биометрической системы). Данные из системы при этом передаются в зашифрованном виде с использованием средств криптографической защиты. Если физическое лицо, обратившееся за получением ЭЦП, отказывается от средств шифрования, то УЦ обязан отказать ему в выдаче подписи.

Пока подпись традиционно можно получить в любом аккредитованном Удостоверяющем центре, но в следующем году их количество может сильно сократиться.

Удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до вступления в силу закона № 476-ФЗ (он внес соответствующие поправки в ФЗ «Об электронной подписи»), могут выпускать и выдавать КЭП в течение всего срока действующей аккредитации, но не позднее чем до 1 июля 2021 года.

Поправки в Федеральный закон № 63-ФЗ ужесточили требования к УЦ (статья 16 Закона № 63-ФЗ). Не каждый действующий центр сможет им соответствовать. К примеру, минимальный размер собственного капитала должен будет составлять 1 млрд рублей, в то время как сейчас планка намного ниже — 7 миллионов. Добавлены требования к деловой репутации руководителей и владельцев УЦ (тех, кто обладает не менее чем 10% капитала).

Также с 1 января 2021 года удостоверяющий центр должен получать лицензию на деятельность по разработке, производству и распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем, телекоммуникационных систем, защищенных с использованием таких средств. Получить аккредитацию станет намного сложнее.

Есть и положительные моменты. УЦ получают право со следующего года хранить и использовать ключ ЭЦП по поручению его владельца. На практике это значит, что отпадет необходимость настраивать компьютер или другое устройство для работы с электронной подписью, не придется устанавливать специальное ПО. Это намного упрощает процедуру использования ЭЦП.

Самые глобальные перемены наступят с 2022 года. Они отразятся на работе абсолютно всех компаний.

1. От организации сможет получить подпись только ее руководитель.Остальные сотрудники обращаются в УЦ как физические лица и получают личную подпись, чтобы использовать ее для подписания документов (например, накладных, актов, договоров и т.д.), при этом придется использовать электронную доверенность.

Пока не совсем понятно как это будет работать. Тем более, что системы станут проверять доверенность и на основе результата проверки принимать решение — допустимо использовать эту ЭЦП или нет.

2. Она предназначена для подписания так называемых технологических документов, автоматически сформированных в информационных системах.

3. Организации и ИП будут получать подпись только в новых удостоверяющих центрах ФНС. Да, с 2020 года налоговая служба будет еще и заведовать выдачей электронных подписей компаниям и предпринимателям.

4. Новые УЦ появятся не только в налоговой(она, кстати, будет обеспечивать ЭЦП еще и нотариусов), но также в Федеральном казначействе и Центробанке.

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on email
Email
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on telegram
Telegram
Цифровая платформа для мигрантов

Цифровая платформа для мигрантов

Комитет Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поддерживает идею о создании системы, которая позволит пресечь въезд…
Обновление портала Госуслуг

Обновление портала Госуслуг

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации запустило тестовую версию обновленного Единого портала государственных услуг. «Мы открыли тестовую…
Особенности регистрации кассовой техники через личный кабинет налогоплательщика

Особенности регистрации кассовой техники через личный кабинет налогоплательщика

Налоговой службой разъяснены особенности регистрации кассовой техники через личный кабинет на сайте ФНС России (письмо ФНС России от 28 декабря…

Заказать звонок

Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку моих персональных данных