В этом году произошли изменения в порядке получения электронных подписей, а в будущем их станет еще больше. Нововведений хватило до 2022 года.
С 1 июля 2020-го года получить подпись необходимо самостоятельно (часть 1 статьи 18 Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 г.). Получить ЭЦП можно несколькими способами:
- Лично в Удостоверяющем центре (нужен документ, удостоверяющий личность);
- С помощью действующего сертификата дистанционно (только при помощи квалифицированной электронной подписи — КЭП);
- Используя биометрические данные (из загранпаспорта или Единой биометрической системы). Данные из системы при этом передаются в зашифрованном виде с использованием средств криптографической защиты. Если физическое лицо, обратившееся за получением ЭЦП, отказывается от средств шифрования, то УЦ обязан отказать ему в выдаче подписи.
Пока подпись традиционно можно получить в любом аккредитованном Удостоверяющем центре, но в следующем году их количество может сильно сократиться.
Удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до вступления в силу закона № 476-ФЗ (он внес соответствующие поправки в ФЗ «Об электронной подписи»), могут выпускать и выдавать КЭП в течение всего срока действующей аккредитации, но не позднее чем до 1 июля 2021 года.
Поправки в Федеральный закон № 63-ФЗ ужесточили требования к УЦ (статья 16 Закона № 63-ФЗ). Не каждый действующий центр сможет им соответствовать. К примеру, минимальный размер собственного капитала должен будет составлять 1 млрд рублей, в то время как сейчас планка намного ниже — 7 миллионов. Добавлены требования к деловой репутации руководителей и владельцев УЦ (тех, кто обладает не менее чем 10% капитала).
Также с 1 января 2021 года удостоверяющий центр должен получать лицензию на деятельность по разработке, производству и распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем, телекоммуникационных систем, защищенных с использованием таких средств. Получить аккредитацию станет намного сложнее.
Есть и положительные моменты. УЦ получают право со следующего года хранить и использовать ключ ЭЦП по поручению его владельца. На практике это значит, что отпадет необходимость настраивать компьютер или другое устройство для работы с электронной подписью, не придется устанавливать специальное ПО. Это намного упрощает процедуру использования ЭЦП.
Самые глобальные перемены наступят с 2022 года. Они отразятся на работе абсолютно всех компаний.
1. От организации сможет получить подпись только ее руководитель.Остальные сотрудники обращаются в УЦ как физические лица и получают личную подпись, чтобы использовать ее для подписания документов (например, накладных, актов, договоров и т.д.), при этом придется использовать электронную доверенность.
Пока не совсем понятно как это будет работать. Тем более, что системы станут проверять доверенность и на основе результата проверки принимать решение — допустимо использовать эту ЭЦП или нет.
2. Она предназначена для подписания так называемых технологических документов, автоматически сформированных в информационных системах.
3. Организации и ИП будут получать подпись только в новых удостоверяющих центрах ФНС. Да, с 2020 года налоговая служба будет еще и заведовать выдачей электронных подписей компаниям и предпринимателям.
4. Новые УЦ появятся не только в налоговой(она, кстати, будет обеспечивать ЭЦП еще и нотариусов), но также в Федеральном казначействе и Центробанке.